История нынешнего Бабаюрта плотью врастает в историю-судьбу населенного пункта Магомад-кепюр, который располагался на противоположной стороне федеральной трассы где сейчас видны с\х строения бывшего совхоза Дагестан. В 1817 году Генерал Ермолов получает согласие Александра 1 на продолжение Кавказской Линии от Кизляра к укреплению Казиюрт « … а со временем продолжая Линию чрез Аксаевские и Андреевские селения до реки Сулака закрыт будет Кизляр, — город, доходами в казну заслуживающий внимания… Таким образом, со стороны Кавказской Линии приблизимся мы к Дагестану и учредиться сообщение с богатейшей Кубинской провинциею, а оттуда в Грузию, к которой досель лежит один путь чрез горы, каждый год несколько времени, а иногда и весьма долго пресекаемый. Мимоходом в Дагестан чрез владения Шамхала Тарковского овладеем мы солёными богатыми озёрами, довольствующими все вообще горские народы не исключая чеченцев».
С 1819 года начинается создание Магоматова Моста — «Одновременно с заключением условия 1819 года ( о разделении земель между князьями, аксаевцами и ногайцами) по распоряжению князя Мусы (Хасаева )… В тоже время землю от Бувгана ( т.е. плотины которая была сделана для направления р.Аксая на восток ) до самого моря предоставил в распоряжение Узденя Магомата Дебирова с родственниками для устройства моста чрез р.Аксай по Кизлярской дороге на Казиюрт, на что и выдал от себя грамоту». Грамота же была датирована уже 1820 годом.
В 1821 году Магоматов Мост должен был стать опорным пунктом на военном тракте продолжающем Кавказскую Линию (тракт-почтовая дорога) «среди дороги идущей из Кизляра в Казиюрт …. потому что место, где должна производиться эта работа находится в степи подверженной хищнечиским нападениям».
Старший из тюменцев, корнет, состоящий в горном полуэскадроне Солтан-Али (Тота) Дибиров-младший брат Магомеда, после начала Турецкой компании в 1825 году представил чеченского атамана Бейболата Таймиева с 300 важнейшими возмутителями к Шамхалу Тарковскому.Бывал он и в Caнкт-Петербурге, Астрахани, 3акавказье, Салтах и др. С 1842 года начал первым разводить марену (красящее растение) на кумыкской плоскости возле Магоматова Моста ,а затем в Тотаюрте где был старшиной. Несмотря на его заслуги был арестован несколько раз, сидел 14 месяцев в заключении в Дылымской башне. 14 июля 1863 года от пожара сгорело 63 дома и половина моста где в «имении прилегающем к Укреплению «сгорели документы — свидетельства на землю Тоты Дибирова».
В 1866году была эпидемия холеры на плоскости, малярия от болот, комаров. Век Магомат-кёпюра оказался равным эпохе Царской Самодержавной России на Кавказе (1817 -1917гг.) и в результате ежегодных паводков на Аксае (В том числе 1909 году ровно 100 лет назад ), его затопило — жизнь села, бывшего и в те времена центром региона, завершает свою жизнь, но душа его вместе с населением переходит в наше село.
Ещё один населённый пункт вероятно имеющий отношение к нашей истории это Бабаюрт совсем на другом месте, а именно на левом берегу реки Яман -Су ,между Хасавюртом и Аксаем. Привожу текст прошения сала-узденя Кандаурова Алхамата от 22 октября 1864 года: «В Аксаевском участке на берегу реки Яман-Су, находится участок Бабаюрт , на котором была деревня прадеда моего по матери, Аксаевского узденя Баба Сеитова, а сему последнему была подарена земля эта в неотемлимое и потомственное владение от Аксаевского князя Муртазали Капланова, по примеру тому ,как получают землю от князей и владеют ими бесспорно некоторые из кумыкских узденей».
Вот перечень постов (на которых несли повинность ногайцы: 10 конных всадников и 10 воловьих подвод на каждый пост по одной до Камбулатского): Курганный, Сухой, Разрытый ,Опасный, Магоматов МОСТ, Открытый, 3убковский, Воровскобалкинский, Дебировский, Канбулатский, Флоровский, Михайловский, Казиюртовский, укрепление Казиюрт. Аксаевец первостепенный уздень Магомед Дибиров жил в этом селе,названном его именем, до конца своей жизни (1833 год) — « … он первый выстроил мост служащий главным нашим сообщением с Шамхальством Тарковским». Различные варианты обозначения отражают историю его развития :Урочище Магаматов Мост ,Магаматов пост, Пост Магаматов Мост,Укрепление Магаматовское, Магомат-мост, Деревня Дибирова Магамата, Деревня Магомат, Деревня Магаматовский Мост. По-кумыкски называли: Магомад Аул, Магомад-юрт, даже Магомад-къапу(ворота). В скобках часто указывалось — он же Каплан-юрт ,Аул Капланова, Каплановка т.к. шли споры за эту землю с князьями Каплановыми, Эльдаровыми после войны. На другом берегу меньшая часть поселения обозначалась как Аул Дебирова, Дебировка. В народе ещё называли село: Эски-Бабаюрт, Старый Бабаюрт, Эски-юрт, Канлы-юрт.
Укрепление было в форме квадрата, обычно их окружал ров, вал с колючками, с той стороны где ждали нападения, ворота были стальными, пушки не всегда исправными, исколесившими Европу после войны 1812 года с Наполеоном. В крепости были казармы для казаков напр. Донского №30 полка, почта, паром и мост были платными. Начальником укрепления был прапорщик Аргутинский -Долгоруков .Отсюда возможно проезжали важные военачальники как Ермолов, Паскевич, Фрейтаг, Граббе, Пулло, Барятинский и другие, но их имена фигурируют в переписке. Также поддерживалась постоянная связь с укреплениями Темир-Хан-Шура (с 1836 г.).
2 ноября 1831 года Имам Гази-Мухаммад с 900 всадниками возвращаясь ночью из похода на Кизляр сжёг Магоматов Мост. Были здесь и другие происшествия например был убит «известный чеченский абрек, предводитель всех партий Висаит с 8 абреками. Преследование остальных продолжалось ещё 30 вёрст». Изображён этот Бабаюрт на дорожной карте 1842 года, возле сёл Бамматбекюрт, Османюрт на левой стороне Яман -Су. В поземельных спорах отражены имевшиеся в этих местах участки земель и у Дибировых, и у Каплановых что может говорить о связях обеих Бабаюртов.
На нынешнем, теперешнем месте современного Бабаюрта в 1825 году поселились выходцы из квартала 3ахавул села Аксай во время его переселения после трагических событий 1825 года — восстания чеченцев и кумыков и убийства генералов Грекова и Лисаневича в крепости Герзель аксаевцем Очар-Хажи. Бабаюрт татавул, назывался тогда 3ахтатавул, возможно жители этого квартала имели здесь земли раньше.
О версии изложенной в статье «Бабаюрт и бабаюртовцы» Дибирсолтана Дибирова о происхождении названия «Бабаюрт» от слова «ата-бабалар» — не могу категорически отрицать. Высказывались и много других предположений, но корень слова один — и содержит глубокий смысл сохранения памяти о предках и сохранении своего Отечества и Народа.